ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РАЙОНЕ ПО ИТОГАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ В 2020 – 2021 ГОДАХ.

Работа Общественной палаты строилась в обстановке ограничений, вызванных пандемией коронавируса. Это не позволяло в полной мере осуществить запланированные мероприятия. Тем не менее, Общественная палата строила свою работу как институт взаимодействия между населением района, которое представляет гражданское общество, и органами местного самоуправления муниципального района.

Представители палаты принимали участие в благоустроительных работах у памятника нашему земляку, легендарному конструктору зенитной ракетной техники Петру Дмитриевичу Грушину. В год 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне силами члены ОП при содействии МУП «Благоустройство», ФГУП «Вольский лесхоз», ООО «Арсенал» разбили сквер напротив железнодорожного вокзала. И установили в нем отреставрированный памятный камень в честь Шауляйской механизированной бригады, формировавшейся на Привольске. К памятному камню ведет аллея памяти в знак благодарности и признательности фронтовикам и труженикам тыла, внесшим каждый свой вклад в победу над фашизмом. Через десяток лет она станет местом, куда можно приехать весной и полюбоваться цветением каштанов. Выражаем уверенность, что лены Общественной палаты следующих созывов не забудут о б этих объектах, что станет символом преемственности поколений и предметом их заботы в поддержании надлежащего санитарного порядка и благоустройства.  Члены ОП предложили общественности района разбить подобные аллеи в своих микрорайонах, населенных пунктах. Реализовывать намеченное возможно на долгосрочной основе, каждый год по определенному объему работ, что в конечном итоге приведет к искомому результату.

Состав Общественной палаты на 2/3 состоит из представителей делегированных в её состав органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления, входящими в его состав. Общественники в большинстве своем понимают свою степень ответственности перед населением района. И в меру своих возможностей стараются объективно и независимо отстаивать свою точку зрения по тем или иным вопросам. Как в отношениях с гражданами, так и в отношениях с должностными лицами местного самоуправления и власти любого уровня.

Члены Общественной палаты, являясь частью нашего гражданского общества, стараются обращать внимание власти на недоработки, которые становятся фактором роста социальной напряженности в гражданском обществе. А с другой стороны стремятся мотивировать население соблюдать общепринятые нормы,  обеспечивать поддержку инициатив граждан в защиту своих интересов.

Анализируя состояние гражданского общества на основе мнения членов Совета палаты, можно сделать вывод о том, что в районе наблюдается различная степень проявления активности или пассивности гражданского общества в зависимости от сферы жизнедеятельности, в которой эти процессы происходят. И это можно объяснить недостатком социальной справедливости, складывающейся в государстве и негативно влияющей на формирование здорового гражданского общества в России. К примеру, у подавляющего большинства среднестатистических граждан РФ вызывает раздражение запредельные доходы менеджеров энергетических, транспортных и инновационных компаний, в том числе и государственных. На этом фоне стоимость труда простых граждан становится просто пылью, причем трудозатраты какого-нибудь топ менеджера из вышеперечисленных компаний на исполнение своего функционала по должности с большой долей вероятности не выше, чем то же самое у руководителя крупного предприятия, к примеру в Вольске.

Другой пример. Один из театральных деятелей  за растрату и присвоение более 120 млн. бюджетных рублей получает условный срок. А простой гражданин за кражу товара из магазина на 5 тыс. рублей отправляется отбывать реальный срок в колонии. Это не только раздражает граждан, но и является накопителем негативной энергии, которая в определенное время при определенных условиях может выплеснуться в протесты.

На современном этапе в нашем районе наибольшая активность гражданского общества наблюдается в защите своих интересов в сферах здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства. Власти всех уровней прилагают значительные усилия направленные на улучшение среды обитания для более комфортного проживания граждан. В этих целях реализуются различные программы, вкладываются значительные бюджетные средства. Однако следует помнить, что благоприятная среда обитания — это не только отремонтированные придомовые территории, качественно уложенный асфальт и ровно смонтированные бордюры. Это, конечно, важно и позитивно. Но все это сводится на нет, если конкретного гражданина или семью окружает масса не решаемых проблем, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. А при этом власти всех уровней не спешат способствовать их разрешению. Приведем и здесь несколько примеров «отравляющих» жизнь населению и вызывающих негативную реакцию гражданского общества.

В сфере здравоохранения члены Общественной палаты отмечают некоторые позитивные подвижки. Но в районе остаются проблемы с качеством оказываемых медицинских услуг и их доступностью. Отсутствие ряда профильных специалистов и необходимого современного медицинского оборудования вынуждают вольчан ехать за получением качественной медицинской помощи в соседний город или областной центр. А это дополнительные и немалые финансовые расходы, масса потраченного времени и нервов. И в конечном итоге сведение на нет в сознании большинства граждан положений Конституции о бесплатной медицине в РФ.

По мнению членов палаты, основная вина в сложившейся ситуации лежит на органах федеральной и региональной власти в связи с ошибками в реформировании первичного звена здравоохранения. Чтобы кардинально улучшить и поправить положение, уйдут годы. В сложившейся ситуации мы обращаемся к вольским медикам с главным пожеланием не навреди. Просим максимально внимательно и вежливо относиться к пациентам и прекратить имеющуюся еще позорную практику мздоимства. На решение этих вопросов денег не надо, а негативных впечатлений от посещения наших больниц и поликлиник поубавилось бы.

Еще одной из важных проблем, негативно отражающейся на настроениях граждан (и вероятно не только в нашем районе), являются психически больные люди, проживающие в многоквартирных домах. В силу различных причин они остались без попечительства или надлежащего присмотра со стороны близких. Они не могут контролировать свои действия и как результат создают реальную угрозу жизни и здоровью большого количества граждан проживающих с ними в доме по соседству и их имуществу. Их изоляция и определение в больницу или иное профильное заведение в рамках действующего законодательства почти не выполнимая задача. А в результате рядом живущие люди находятся в состоянии постоянного стресса от ожидания беды или отсутствия нормальных условий проживания.  Аналогичная ситуация с лицами злоупотребляющими спиртными напитками и ведущими асоциальный образ жизни. И это является дестабилизирующим фактором в гражданском обществе.

Сфера ЖКХ одна из наиболее проблемных сфер, где население постоянно сталкивается с ущемлением прав и законных интересов. В прошлом году Общественная палата обращала внимание властей на неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и водоотведения. Однако подвижек в решении этого крайне важного для населения города вопроса мы не наблюдаем. Несмотря на предпринимаемые усилия местного самоуправления все же не удается решить проблему наведения чистоты и порядка в населенных пунктах, связанную с вывозом мусора и твердых бытовых отходов.    Общественные территории вокруг контейнерных площадок для сбора мусора представляют удручающее антисанитарное зрелище. Проблема образования свалок вокруг них усугубляется образованием в этих местах зарослей амброзии, которая является сильнейшим аллергеном.

Вообще, по нашему мнению, выкос дикорастущей травы еще одна не до конца решенная проблема. В черте города, да и в населенных пунктах района огромное количество мест с зарослями дикорастущей травы, Как правило, это трава сильнейший аллерген — амброзия, полынь, и даже конопля. Проблема наличия под боком подобных растений для населения, страдающего аллергией, особенно обостряется в благоприятный влажный период,  когда трава растет особенно быстро.

Но в большей мере у нас претензии к органам государственной власти, в ведении которой находится определение регионального оператора по вывозу ТКО. Разработка и заключение контрактов по результатам торгов, контроль за их исполнением, реализация норм законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории региона. Отсутствие конкуренции в этой сфере позволяет подрядчикам работать плохо. И откровенно хамить населению, выставляя счета за услуги там, где они их не оказывают или оказывают неудовлетворительно. Проблема приобрела системный характер и не решается уже в течение почти уже четырех лет. Не продвигают решение этой проблемы обращения в различные инстанции областного и даже федерального уровня. В ответах перечисляют массу законодательных и подзаконных актов, в соответствии с которыми якобы в городе и населенных пунктах района должно быть чисто. Но, увы, мусор как копился на контейнерных площадках, так и копится.  Вывод однозначен: нормативно-правовая база, созданная на федеральном, региональном и местном уровнях для обеспечения чистоты и порядка в населенных пунктах или не работает или власть не может обеспечить её исполнение. Мнение на этот счет у гражданского общества следующее: нужно менять или законы или власть, в лице структурных подразделений отвечающих за эту сферу деятельности.

Не смотря на неоднократные обращения в органы местного самоуправления, по проблеме регулирования численности бездомных животных положительных подвижек не наблюдается. Стаи бездомных собак практически во всех микрорайонах города представляют опасность для граждан, особенно детей. В Вольске не определены места для выгула домашних животных, а это неисполнение положений ст.13 ч.5 п.3 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».  Налицо безответственность владельцев домашних животных. Но, по нашему мнению, и вышеназванный ФЗ явно принят без учета реально складывающейся ситуации по наличию возможности его исполнения властями и учета баланса интересов как зоолюбителей, так и иных граждан.

Следующим негативным фактором отрицательного влияния на настроения людей в сфере ЖКХ является бланки квитанций по оплате услуг ЖКХ. Люди нервничают, пытаясь разобраться в большом объеме информации. Зачастую, по нашему мнению, лишней, изложенной в квитанции очень мелким шрифтом. Больше всего недовольства высказывается в адрес квитанции за услуги теплоснабжения. Потребителям услуг ЖКХ с невысоким уровнем грамотности в этих квитанциях разобраться практически невозможно. Это создает предпосылки к тому, что люди, не разобравшись в квитанции, или переплачивают, или недоплачивают. Особенно страдают от этого пожилые люди. Ну и, конечно, это высокие и постоянно растущие тарифы. Стоимость услуг в сфере ЖКХ не всегда отвечает критериям цена — качество.

Еще одна серьезная проблема – это положение дел с организацией и проведением капитального ремонта многоквартирных домов. Сроки исполнения программы капитального ремонта сорваны. И их исполнение идет с большим опозданием до 3 лет.  Надеемся, что с передачей части функций по организации капремонта на места положение улучшит. Но при существующем порядке организации этого процесса надежда на улучшение слабая. Совет Общественной палаты планировал провести по этой теме отдельные слушания. Однако провести это мероприятие в условиях пандемии не представилось возможным, и вероятно это сделает уже следующий состав палаты. По мнению членов палаты, недопустимо, когда в процессе капитального ремонта собственники, получают проблемы с имуществом МКД еще большие, чем до ремонта. Неграмотные действия подрядчиков при выполнении строительно-ремонтных работ, при попустительстве фонда и фактическом отсутствии контроля над качеством работы подрядчиков приводят к порче имущества и значительным материальным потерям граждан. Самое тревожное, что возместить убытки у граждан вряд ли получится, а если и получится, то спустя годы судебных тяжб и хождений по инстанциям. Общественная палата в письме в фонд капремонта озвучила свои претензии по этой проблеме. Но тот отмалчивается. Считаем неверным и несправедливым, что в организации работ по капремонту отстранили собственников имущества МКД. То есть тех, за чьи деньги все это делается. Нарушаются права собственников общего имущества дома. Чтобы исправить ситуацию необходимо в организацию процесса капитального ремонта включить следующие условия:

  1. При подготовке сметной документации обязательный осмотр объекта капитального ремонта с участием собственников или УК и составление дефектной ведомости.
  2. Информирование собственников МКД в лице Совета дома, а при его отсутствии УК о размещении лота на аукцион.
  3. Извещение собственников или УК о выигравшей лот компании и заключении контракта с участием собственников или УК как стороны где четко должны быть прописаны права по контролю над работой подрядчиков.
  4. Извещение собственников или УК о выигравшей лот компании на право осуществления контроля над качеством работ и заключении контракта с включением в контракт как стороны собственников или УК на ведение совместных контрольных действий. Обязательное участие собственников или УК в контроле качества работ.
  5. Направление собственникам или УК перечня работ, графика их выполнения, а также марок материалов, которые будет использоваться при выполнении работ.
  6. Перед началом работ обязательное комиссионное обследование потолков квартир и подъездов верхних этажей на предмет фиксации наличия в них старых протечек и иных дефектов с целью их фиксации и документирования.
  7. Участие общественности в контроле качества работ капремонта должно быть четко регламентировано в контракте или ином нормативном документе с правом приемки работ поэтапно в рамках графика их выполнения и обязательно при наличии возможности участия специалиста-эксперта со стороны общественности и совместно с контролирующей организацией.
  8. Исключение начала выполнения работ по кап ремонту крыш, фасадов зданий или систем отопления, если сроки их исполнения «уходят» в осенне-зимний период.

Остается проблемным вопрос взаимоотношений собственников имущества МКД с управляющими компаниями и обслуживающими организациями. Управляющие компании, взяв на себя обязательства исполнения функций собственника по содержанию и управлению общим имуществом МКД, так и не стали защитниками интересов собственников. И во многом свою деятельность свели к выполнению аварийно-диспетчерских функций. Справедливости ради следует сказать, что основная вина в такой работе УК лежит на самих собственниках. Из-за их пассивности и нежелании заниматься вопросами контроля за деятельностью УК и вникать в вопросы и проблемы управления своим имуществом в МКЖД. И здесь в определенной степени проявляется незрелость гражданского общества, частью которого являются и собственники имущества МКД, а это значительная часть нашего населения.

Однако в этой сфере все же есть ростки активизации граждан. В результате инициативы снизу создан совет председателей Советов МКД на пос. Северный, в который вошли 14 председателей Советов МКД. Совет председателей представляет мнение нескольких тысяч собственников общего имущества МКД. Мы просим органы местного самоуправления обратить внимание на эту инициативу и всячески поддержать ее.

Общественная палата настоятельно рекомендует обратить внимание власти на ситуацию, складывающуюся в сфере предоставления услуг ЖКХ населению с целью оперативного выявления и реагирования на возникновение обстоятельств, ведущих к массовым нарушениям прав и законных интересов граждан. Пока активной позиции в этих вопросах мы со стороны власти не видим. Считаем, что это её серьезная ошибка. Весь негатив от недоработок бизнеса в сфере предоставления качественных услуг ЖКХ, да и в других сферах в конечном итоге пагубно отражается на имидже власти.

Бесконтрольность со стороны соответствующих государственных органов за деятельностью, действиями или бездействиями  коммунальных и иных предприятий в сфере оказания услуг населению в некоторых случаях наносят такой имиджевый вред государству и власти, что не удается сделать даже иностранным агентам, специально работающим на подрыв авторитета власти. Недоработка власти в этой сфере приводит к формированию массы недовольных людей.

К раздражающим факторам для гражданского общества можно отнести принятие отдельных законов, которые или не соблюдаются, или соблюдаются выборочно. Причем, как населением, так и представителями власти или местного самоуправления. В качестве примера можно привести исполнение на территории района законов о курении, о соблюдении тишины, о содержании домашних животных, об энергосбережении и т.д. Мы предлагаем, чтобы при принятии законов, было бы четко определено, кто будет контролировать их соблюдение в государстве и механизм наблюдения «работы» этого закона. Если механизма исполнения или ресурса для исполнения закона нет, вероятно. и принимать его нет смысла. А то получается как в известном изречении, что строгость Российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Так быть не должно.

Это в полной мере можно отнести и к нормативным правовым актам местного уровня, когда органами местного самоуправления принимаются нормативные правовые акты, которые по факту не исполняются или исполняются частично. К таким можно отнести «Правила благоустройства и озеленения территории муниципального образования город Вольск» утвержденные решением Совета муниципального образования город Вольск от 20 октября 2006 года № 1/21-100 в редакции решения от 26 декабря 2018 года № 7/4-32.

Рабочая группа Общественной палаты, ознакомившись с ними, провела ряд выездных мероприятий с целью анализа их исполнения. И пришла к выводу, что не все нормы, регламентированные этими правилами, исполняются. А некоторые пункты Правил не возможны к исполнению на территории города и других населенных пунктов.

Общественной палатой выработано ряд предложений по внесению поправок в Правила благоустройства, которые в ближайшее время будут предложены к обсуждению главе и депутатам муниципальных образований и специалистами Комитета муниципального хозяйства.

Нас, как представителей гражданского общества, не может не беспокоить состояние реки Волги. Постоянно, на различных уровнях, членами комиссии по экологии ОП поднимаются вопросы по проблемам загрязнения реки, работы и наращивания мощностей очистных сооружений. Проводятся акции по очистке берегов Волги. Но усилиями одних общественников проблемы не решить. Река заболачивается, все поросло водорослями, вода грязная и ядовитая. Дело дошло до того, что купание в родной реке на этой стороне грозит штрафом, а ездить на левый берег накладно и не всем по карману.

Еще раз обращается к органам местного самоуправления с просьбой наращивать усилия по обращению в федеральные органы по принятию мер очистки и защиты реки. А также, держать на постоянном контроле реализацию строительства второй очереди очистных сооружений в запланированных ранее производительных объемах очистки не менее 12,5 тыс. куб. в сутки.

Общественная палата призывает органы государственной власти и местного самоуправления к более тесному контакту и взаимодействию с гражданским обществом, которое надо признать в нашем регионе еще слабо. Нами направлено письмо о неудовлетворительном состоянии сетей водоснабжения и водоотведения в городе Вольске в правительство Саратовской области. Ответ нас явно не удовлетворил. И это наводит на мысль, что государственная власть в лице Правительства Саратовской области на контакт с общественностью по этой жизненно важной проблеме не идет. Игнорирует обращения общественников региональный оператор по проблемам мусорной реформы в Вольске. За два года работы к нам с предложением о взаимодействии и сотрудничестве ни разу не обратились депутаты ни местного уровня, ни областного. Ни чиновники органов местного самоуправления, не говоря уж об областных или федеральных структурах. На наш взгляд, это показатель отношения власти и местного самоуправления к общественности, то есть к населению. Если контакты и имели место, то исключительно по нашей инициативе.

Власть должна четко понимать, что, не реагируя и не принимая адекватных мер по решению проблем населения, она только формирует накопление у населения негативной энергии. Это относится и к несправедливым начислениям на содержание общедомового имущества в МКД, предъявлению счетов к оплате за непредоставленные услуги по вывозу мусора. К некачественно оказанным медицинским услугам, формальным отпискам на заявления граждан. Менталитет большинства вольчан таков, что они не идут в суды по вышеназванным проблемам. Большинство среднестатистических граждан не обращаются в суды понимая, что  уровень их знаний да и материальных возможностей для решения вышеперечисленных проблем не позволит им достойно обеспечить принцип состязательности сторон в суде. Тем более они понимают, что им придется столкнуться с выстроенной административной системой, в распоряжении которой имеется административный ресурс. А также юристы, экономисты и финансисты, специалисты в иных областях, которые могут эффективно обеспечивать защиту интересов системы при рассмотрении в суде. Нанять адвоката, обеспечить необходимость финансирования судебных расходов  при нынешних доходах большинству вольчан не по карману. В таких условиях власти всех уровней и органы местного самоуправления должны более внимательно относится к проблемам, возникающим у различных групп населения и оперативно их решить.

По нашему мнению, гражданское общество в Вольском муниципальном районе проходит путь к стадии становления. Среди трудностей, с которыми сталкивается гражданское общество в период становления, можно отметить основные. Такие как расслоенность населения по имущественному признаку, низкий уровень правовой культуры, различие уровня жизни между населением крупных центров и малых городов и населенных пунктов, различный уровень доверия к власти, отсутствие солидарности в решении общественно значимых вопросов и отстаивании своих прав и свобод. В таком разрозненном обществе построение консолидированного гражданского общества займет длительный исторический период.

Мы предлагаем органам местного самоуправления всех уровней попытаться выработать эффективную систему контроля за исполнением законов и нормативно – правовых актов на территории МО. Постоянного анализировать эффективность «работы» принятых актов, то есть определить их коэффициент полезного действия для населения и хозяйствующих субъектов или наоборот их негативный результат. По нашему мнению, это позволит выработать ответственное отношение чиновников, которые разрабатывают правовые акты и депутатов их принимающих. И своевременно, при необходимости, вносить соответствующие корректировки. Они будут сознавать, что их «работа» будет анализироваться и её качество или отсутствие такового будет видна. А это позволит сделать вывод о профессионализме того или иного чиновника или отсутствия такового.

1 июля 2020 года жители Вольского муниципального района активно поддержали поправки в Основной закон РФ – Конституцию. Консолидация гражданского общества в России вокруг поправок в Конституцию высока. Значит, власть должна услышать народ. Этот результат дает право гражданскому обществу предъявлять к власти повышенные требования к исполнению полномочий. И надеяться на то, что власти всех уровней станут прислушиваться к мнению народа и предпринимать максимум усилий для улучшения уровня жизни населения.

По мнению секретаря Общественной палаты РФ Л. Михеевой, в российском обществе постепенно формируется так называемый ответственный класс. Это люди неравнодушные, люди активные, люди, которые практически на профессиональном экспертном уровне часто способны понять предлагаемые законодательные решения, решения органов исполнительной власти. И нам всем нужно помогать этим людям, выступать площадкой для их активности. Общественность муниципального образования Вольского района в этом не исключение.

Рекомендовано для размещения на сайте ОП на заседании Совета 26 августа.

 

 

 

 

 

DSCN0009IMG_3285IMG_31561611236380IMG_2170_обработаноXXXLfdghrtjryftvtxgrfglbPG8URdiwc2DSCN0030DSCN0034IMG_0084_обработаноiIMG_0030