Сейчас трудно в это поверить, но еще в начале двадцатого века речка Малыковка была судоходной. Особенно во время паводка. И вместе с Волгой образовывала своеобразную бухту, в которую заходили речные суда. Сначала те, что тянули бурлаки. Старожилы рассказывали, что бурлакиони после загрузки судов бочонками с растительным маслом просили владельцев пару дней оставаться в бухте. Рыба чувствовала запах выжимки из семян подсолнечника, и прикормки – жмыха или колоба, как называли местные жители отходы производства. И улова хватало бурлакам на несколько дней пути.
В 1843 году по решению правительства было создано «Общество пароходства по Волге» с центром в Санкт-Петербурге, а регулярная пароходная навигация организована с 1846 года. Были организованы и другие крупные пароходные общества — «Самолёт», «По Волге», «Кавказ и Меркурий». А также множество небольших компаний, которые конкурировали друг с другом. Да и наиболее крупные купцы имели свои суда. К примеру, Филипп Осипович Плигин имел на Волге 40 барж, три парохода.
Теперь основное внимание вольские купцы сосредоточили на хлеботорговле. И увеличили в несколько раз вывоз хлеба за пределы губернии. Наиболее известными и крупными хлеботорговцами в это время были А. А. Брюханов, Е. Ф. Курсаков, Ф. О. Плигин. Все скупленное зерно свозилось в бывшую Малыковку, где его грузили на суда и отправляли вверх и вниз по Волге Доставляли в Вольск речным транспортом и дрова, погрузку которых запечатлел И. Гольдфейн Пароходы тех лет нещадно дымили и дым высоко понимался над рекой. Отвал парохода общества «Русь» запечатлело на почтовой карточке издательство Б. А. Виноградова.
Флот пароходного общества «Русь» насчитывал до 30 судов. В пароходной компании уделяли большое внимание качеству пассажирских перевозок. Так в расписании движения пассажирских судов 1911 года сообщалось: «Пассажирские пароходы общества «Русь» двухэтажные американского типа с электрическим освещением и паровым отоплением. К услугам пассажиров на всех пароходах имеются аптеки, библиотеки, газеты, пианино и семейные каюты, буфеты с первоклассными кухнями, ванны и, по желанию, постельное белье. Пассажирские билеты продаются, а клади принимаются на всех пристанях и пароходах общества «Русь», а также на станциях железной дороги в Нижнем Новгороде и Рыбинске. Багаж пассажиров, купивших билеты на станциях железной дороги, на пароходы общества доставляется бесплатно.»
«Кавказ и Меркурий», одно из трёх крупнейших российских дореволюционных пароходств на Волге, имело свои пристани и в Вольске выпустило издательство И. В. Мешкова. Флот «Кавказа и Меркурия» к моменту национализации в 1918 году состоял из 44 речных и 18 морских пароходов. Их корпуса красились в белый цвет, трубы — в чёрный. У морских судов корпуса красились в чёрный цвет, а надстройки — в белый. Пароходную пристань общества в Вольске запечатлело и издательство О. М. Поляковой.
Известно, что цесаревич Александр Александрович, будущий император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский, путешествовал по Волге и Дону в 1869 году. Тайный советник Николай Александрович Качалов скрупулезно записывал все, что происходило во время пребывания в том или ином городе: «Одним ясным утром мы проходили мимо богатого, торгового уездного города Саратовской губернии Вольска, где по маршруту не было назначено остановки. Около пристани, чрезвычайно украшенной, вся местность была залита народом, которого собралось на глазомер тысяч 20, а может быть, и более. Тут же было видно духовенство и строй войска. Вся эта тысячная масса, многие на коленях, кричали, махали руками и умоляли остановиться. Окружающие просили цесаревича пристать к Вольску…
На это цесаревич сказал: «Извольте, я остановлюсь, но не сойду с парохода, приму рапорты и депутатов и сейчас же отвалить».
Пароход пристал к пристани. Положили сходню, по которой вошли местное начальство и депутаты. На пароходе, при самом входе, стояла впереди цесаревна, за ней цесаревич. По приеме хлеба-соли, цесаревна, разговаривая с депутатами, делала шаг за шагом вперед и постепенно заставляла отступать депутатов, а цесаревича за собой следовать, что он исполнял, улыбаясь, вероятно, поняв маневры цесаревны. Таким образом, все перешли на пристань, где на одной половине была устроена выставка местных произведений, а на другой сервирован роскошно чай и десерт. Только что вошла на пристань цесаревна, ее окружила толпа разряженных, в бриллиантах, купчих, и чрез секунду мы увидели цесаревну усаженною и кушающей чай. Цесаревича очень заинтересовала выставка, потом он обошел войска, посетили собор и какие-то благотворительные заведения и, употребив на это около 2-х часов, всех удовлетворили и отправились дальше».
Знаменательное путешествие по Волге совершил в 1863 году наследник цесаревич Николай Александрович, сын Александра II. Константин Петрович Победоносцев, государственный деятель, писатель, переводчик, историк церкви, профессор; действительный тайный советник о Вольске написал немного: «Еще поразительнее был вид Вольска. За несколько верст до города начинаются высокие меловые горы и бугры ослепительной белизны: ближе к городу они расступаются в виде громадного полукружия, облепленные деревянными домиками, — без малейшего признака зелени, как будто покрытые только что выпавшим весенним снегом. В этом полукружии, на склоне гор и бугров, раскинулся обширный и богатый Вольск, оканчиваясь книзу густыми садами, которыми славится город. Его Высочество сходил на пристань, где городская депутация поднесла ему хлеб — соль на богатом блюде».
В отличие от царских особ другие путешественники по Волге останавливались в Вольске на несколько часов. И, прежде, чем сойти на берег, они перечитывали «Иллюстрированный Спутник по Волге». Например, за 1884 год: «Пароходы общ. Самолет и Кавказ — Меркурий (легкие), идя вниз по Волге, останавливаются у Вольска на несколько часов (с 6 до 12 ночи); это дает возможность побывать в саду Сапожникова, где собираются сливки вольского общества».
Лестную оценку Вольску дает Григорий Москвич в «Иллюстрированном практическом путеводителе по Волге» за 1903 год: «Расположение города, в особенности с борта парохода, представляется весьма живописным. Ослепительная белизна молочно-белых склонов гор, на фоне которых красиво вырисовываются очертания большей частью белых домов и церквей, как-то особенно красиво и причудливо сочетаются с зеленью гуто рассыпанных садов и рощ».
Развитие железнодорожного и водного транспорта дало возможность создавать в Вольске промышленность. Один за другим открываются четыре завода по производству цемента, паровая мельница купца Ивана Васильевич Меркульева, построенная на самом берегу Волги. Она хорошо заметна в правом верхнем углу на почтовой карточке издательства Саввы Лошкарева «г. Вольск пристань. Вид с Восточной стороны». Запечатлело ее и издательство Екатерины Николаевны Лубо. Высокой мельницей из красного кирпича любовались все путешествующие по Волге. В начале 20 века в Вольске перемалывалось ежегодно до 650000 пудов ржи и до 500000 пудов пшеницы. Продавалась производимая продукция на месте, а также в Астрахани, которая ежегодно покупала от 500 до 600 тысяч пудов вольской муки.
А. Михайлов.