Прогулка по предреволюционной Московской

С третьей попытки Вольск получил средства на реконструкцию Революционной улицы. И постарается вернуть ей хоть в чем – то вид предреволюционной купеческой Московской улицы. Но какой она была в начале прошлого ХХ века? Попробуем совершить по ней небольшую виртуальную прогулку с помощью старых почтовых открыток различных издательств…
Автор многочисленных романов и повестей из русской истории XVIII и XIX веков Евгений Андреевич Салиас-де-Турнемир путешествовал по Волге, собирая материалы для повести «Пугачевцы». Ее опубликовали в 1871 году одновременно с путевыми очерками «Волга». В них он описывает небольшой городок: «Оригинальнее города Волгска я ничего не видал не только на Волге, но, пожалуй, и в целом свете. На площади, невдалеке от берега, стоит отдельно желтый собор…
Против собора высится величавое здание с колоннадой, этажа в три. Этот дом перелетел сюда, очевидно, с улицы Rivoli. Сквозь сумерки, мне кажется, что колоннада это мраморная, и что в этом дворце помещается какое-нибудь посольство…
Налево на углу, ближе к берегу, высится высокое каменное здание с балконом или террасой, с красивым фронтоном направо — то же самое; всюду, на протяжении 200 саженей, встают из сумрака белые большие дома с колоннадами, арками, балконами. На краю за собором особенно выдалось круглое здание с колоннами и чугунной решеткой, идущей кругом террасы… Эти каменные и большие дома чудом сюда попали, или какой-нибудь титан русский, ради шутки и потехи, бросил среди пустого берега Волги горсть больших зданий, украденных с лучшей улицы Москвы, или Петербурга».
Не после ли этих заметок писателя, которого называли «русским Дюма», и стали величать городок Волгск уголком Петербурга!? Ведь многие особняки походили на столичные дворцы. Начало строительству каменных зданий в Вольске положил купец Василий Алексеевич Злобин (1759 – 1814). Волею случая и благодаря природному уму, он уже в 1785- 1799 года имел соляные и винные откупа по многим губерниям империи. Перебрался в столицу, а в Волгске стал строить дома, наподобие столичных. Его примеру последовали и другие купцы. Злобин являлся первым человеком в городе, которому общество преподнесло звание «именитого гражданина». И единственным человеком в России, которому оно было высочайше сохранено императором Александром I, даже после отмены в 1807 году этого звания для купечества.
«Уголок Петербурга» располагался между Караванной (Коммунистической) и Московской (Революционной) улицами, соединенной Соборной (Базарной, Торговой) площадью. Этот прямоугольник и привлекал фотографов, делавших снимки для почтовых открыток. Следуя градостроительной традиции классицизма, в Вольске часто применяли приём закрепления угла квартала. Как правило, выбирались наиболее важные, ответственные, видимые перекрестки — над взвозами, у площадей. Угловые здания «работали» не только на свой квартал — но и служили дальними ориентирами. Поэтому их проектировали особенно тщательно.
Именно таким стал дом, построенный на восточном углу Базарной площади, он изображен на нескольких открытках. Мы же выбрали почтовую карточку издательств Екатерины Николаевны Лубо (ил 1). Это трёхэтажное симметричное в плане здание одним фасадом обращено к площади, другим — к Волге. Его шестиколонные портики расположены под прямым углом друг к другу и соединены монументальной полуротондой. Архитектура особняка покоряет с первого взгляда, она безупречна по композиции, исполнена большого мастерства. Здание, построенное в 1810 году купцом Василием Матвеевичем Мясниковым, в начале 1840-х годов было куплено городом для городских присутственных мест: магистрат, сиротский и словесный суды. Именно в это время саратовский губернский архитектор Григорий Васильевич Петров составил проект нового декора его фасада. После городской реформы 1870 года в здании заседали члены городской Думы и Управы. С1919 года здесь располагался художественно-исторический музей, ныне – его отдел истории.
Поднимаемся от этого особняка вверх от Волги, разглядывая открытку уже издательства Ионы Мироновича Гольдфейна (ил 2). К сожалению, на сохранившихся зданиях уже нет элементов русского терема, но зато сохранилась прекрасная лепнина. Уже видна Камышинская улица, слева от которой на открытке Соборная площадь (ил. 3) и особняк, приписываемый купцам Сапожниковым (ил. 4). Это здание возведено по проекту архитектора Г. В. Петрова. Земская управа работала здесь в 1863-1917 годах. После революции постройку передали Дворцу пионеров. Сейчас в памятнике архитектуры регионального значения расположилась гостиница.
Во второй половине XIX века, следуя новым веяниям в архитектуре (эклетика) богатые горожане стали переделывать фасады своих домов, закрывая лепниной строгие линии классицизма. А на рубеже 1880- 1890-х годов наиболее состоятельные купцы перестроили северо — западную сторону Соборной площади (ил. 5.). Обветшавшие здания начала XIX века снесли, а на их месте выстроили новые, более соответствовавшие своей этажностью и архитектурным решениям главной площади города. На ней появились три особняка купцов Брусянцевых, на перекрестке улиц Караванной и Камышинской, Н. С. Менькова и крестьянина Е. П. Левшина в центре площади.
Все по стройки сооружены на площади одновременно в 1888 – 1889 годах. Конечно, наиболее интересным, в архитектурном плане, является главное здание с его удивительным фасадом с элементами русского терема на сохранившихся почтовых открытках издательства Е. Лубо и С. Лошкарева (ил. 6). Сохранилось несколько открыток с изображением этого здания.
На перекрестке Московской и Камышинской улиц находится особняк, построенный в первой половине XIX века. Он запечатлен на нескольких открытках по Московской улице. Наибольший интерес представляет открытка (ил. 7). Но на них не сохранился первоначальный вид здания, украшенного колоннами. Сейчас помещения выявленного объекта культурного наследия арендуют коммерческие организации. Дом практически со всех сторон окружён памятниками архитектуры, среди которых и здание, о котором до сих пор ведутся споры краеведов. На открытке издательства Саввы Лошкарева (ил. 8) он находится в правом углу. Наличие купола на здании позволило некоторым краеведам сделать вывод, что первоначально в нем находился храм, но в силу его ветхости, решили построить новый собор. Он изображен на нескольких почтовых карточках разных издательств. Краевед Игорь Николаевич Кривченков на основе архивных документов установил, что в 1809 году старый деревянный храм Иона Предтечи разобрали. А на его месте построили другое каменное здание, которое в ХХ веке перешло в собственность А. М. Волковойнова, который и запечатлел его на почтовой открытке собственного издательства (ил. 9). Сейчас первый этаж выявленного объекта культурного наследия сдаётся в аренду, а второй остался частично жилым. В настоящее время сохранилось не менее 9 почтовых карточек издательства А. Волковойнова.
Следует отметить, что «уголок» Петербурга был буквально «наводнен магазинами, торговыми лавками, как на Караванной, так и на Московской и Камышинской улицах. Не говоря уже о Торговой площади. Остаточно взглянуть на две почтовых карточки издательства Е. Н. Лубо.
Но давайте немного пройдем по улице Московской к Троицкому собору. На углу Камышинской и Московской выделяется особняк с колоннами (ил. 10). Слева проглядывается высокий купол здания. Оно изображено на открытке издательства П. Бестужева (ил. 11). В нем располагались два приходских училища. Но после революции здание снесли, а на его месте выстроили большой коммунальный дом. А два года назад разобрали на кирпичи и его, обустроив небольшой театральный сквер. Идем дальше по Московской улице (ил. 12). Супруги Лубо жили как раз на ней, недалеко от Троицкого собора и учительской семинарии (ил. 13), в которой учился будущий писатель и редактор журнала «Октябрь» Федор Иванович Панферов. Семейству Лубо принадлежал дом на углу Московской и Моховой, тогда уже Льва Толстого (ил. 14 и 15). В нем размещался театр и типография супругов.
Наша своеобразная экскурсия завершается. Вернемся на пароход по московской мимо аптеки Михаила Широкогорова (ил. 16), любуясь часовней и библиотекой (ил. 17), располагавшейся на бульваре. И спускаемся к Волге, где у нескольких пристаней швартовались пассажирские и грузовые суда, нещадно дымившие из своих высоких труб (ил. 18 и 19)…
Анатолий Михайлов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19