Площадь Базарная, Торговая, Соборная и… Прогулка по предреволюционному Вольску

Так называемый, «Уголок Петербурга» располагался между Караванной (Коммунистической) и Московской (Революционной) улицами, соединенной Соборной (Базарной, Торговой) площадью. Этот прямоугольник и привлекал фотографов, делавших снимки для почтовых открыток. Несколько ранее мы совершили виртуальную прогулку с помощью старых почтовых открыток по Московской (Революционной) улице. Теперь очередь за главной площадью города (ил. 1). За три столетия называли ее: Базарная, Торговая, Соборная и Х — летия Октября. Было предложение назвать ее площадью Победы, но не срослось.
Во второй половине XIX века, следуя новым веяниям в архитектуре (эклетика) богатые горожане стали переделывать фасады своих домов, закрывая лепниной строгие линии классицизма. А на рубеже 1880- 1890-х годов наиболее состоятельные купцы перестроили северо — западную сторону Соборной площади (ил. 2.). Обветшавшие здания начала XIX века снесли, а на их месте выстроили новые, более соответствовавшие своей этажностью и архитектурным решениям главной площади города. На ней появились три особняка купцов Брусянцевых (ил. 3), на перекрестке улиц Караванной и Камышинской, Николая Менькова и крестьянина Левшина в центре площади (ил. 4). В них просматривается определенная однотипность. Но совершенно иное оформление сделало их отличными друг от друга, что позволяла эклектика. Наиболее интересным архитекторы признают дом Николая Степановича Менькова, выполненный в псевдорусском стиле. Это городская усадьба с характерными для неё постройками. Основное здание сооружено как жилой дом с торговыми, подсобными и конторскими помещениями на первом этаже и складом в подвале. На втором этаже размещались жилые комнаты хозяев, на третьем, выходящем окнами во двор, — комнаты для прислуги и подсобные помещения. В перпендикулярной пристройке, во дворе, находились квартиры служащих магазина. Другие постройки имели хозяйственное назначение: каретный сарай, баня, машинное отделение, конюшня, хлев, курятник. После революции в этом здании размещался горком партии, а затем картинная галерея музея истории. Удивительное сочетание старинного интерьера и уникальных произведений живописи, графики, прикладного искусства XVII-XXI столетий делает картинную галерею одной из ярких достопримечательностей города.
Все по стройки сооружены на площади одновременно в 1888 – 1889 годах. Конечно, наиболее интересным, в архитектурном плане, является главное здание с его удивительным фасадом с элементами русского терема на сохранившихся почтовых открытках. В доме Левшина (ил. 5) на первом этаже размещались магазины Никифора Парфенова и других купцов. А на втором – столичный торгово-промышленный банк. Городской голова Павел Брусянцев построил свой особняк в стиле модерн в начале ХХ века (ил. 6). На открытке издательства Ионы Гольдфейна здание запечатлено со стороны Караванной улицы. В 1930-х годах к зданию надстроили третий этаж и добавили конструктивистскую пристройку со стороны усадьбы Менькова. Теперь в здании работают ЗАГС и районная администрация. С начала ХХ столетия внутри уцелели чугунная лестница и голландская печь.
Самый знаменитый памятник деятельности Василия Алексеевича Злобина в Вольске — уникальный по архитектуре (русский классицизм) двухэтажный Гостиный ряд (ил. 7). Его главный фасад выходящий главным фасадом на Соборную (Торговую) площадь. Парадная колоннада (в проекте коринфского ордера) протянулась на целый квартал. По главному фасаду располагаются 34 колонны коринфского ордера и по семь колонн по бокам. Столь масштабного и грандиозного строения гостиного двора не было во всём Поволжье. Лавки в Гостином ряду процветали до Отечественной войны 1812 года, после которой Злобин разорился. Гостиный ряд перешёл в распоряжение города, который разместил во втором этаже городскую полицию, уездный суд, казначейство и дворянскую опеку. Позднее стали сдавать первый этаж купцам под лавки. В советское время в нем располагалась гостиница «Цемент». Новая эпоха в жизни Гостиного двора началась после масштабной реставрации, осуществленной в 2012-2013 годах Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры. Здание гостиного двора относится к объектам культурного наследия и служит исторической достопримечательностью Вольска.
Анатолий Михайлов.

1

2

3

4

5

6

7