КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ ЧЕЛОВЕКА!

Недавно Общественная палата района отчиталась и обсудила итоги своей деятельности с августа прошлого года. Именно тогда был сформирован новый состав общественного объединения. В него вошли люди, представляющие самые разные сферы: лидеры общественных движений и религиозные деятели, педагоги и врачи, спортсмены и юристы руководители предприятий и организаций, бизнесмены. Многие из них немало сделали для развития гражданского общества, продвижения общественных инициатив. Руководителем палаты избрана Алевтина Алексеевна Кондрашкина, которая хорошо известна нашим читателям. Она сегодня наш собеседник:

— Мы считаем, что Общественная палата призвана быть площадкой для диалога граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. И на ней могут и должны не только обсуждаться волнующие людей вопросы, но и решаться. Наша задача – добиваться роста влияния граждан и общественных организаций на те, или иные принимаемые решения, затрагивающие права и интересы людей.

Обсуждая проблемы и продумывая, как их решить, мы вырабатываем рекомендации. При этом осознаем, что зачастую у них нет сиюминутных решений.

Изучая мнение граждан о деятельности органов местного самоуправления, можно сделать вывод, что население не ощущает присутствия на местах власти. И считают себя брошенными со своими проблемами. Наши выводы подтверждаются и публикациями в местных СМИ о «брошенности» микрорайонов города. Вероятно, было стратегической ошибкой решение руководства администрации упразднение специалистов по работе с населением в микрорайонах города. Они, при правильном подборе кадров и организации их работы, вполне бы могли разрешить проблему обратной связи: население – органы местного самоуправления. Поэтому мы рекомендуем органам местного самоуправления района вернуться к рассмотрению вышеназванного предложения.

— Много ли заявлений и обращений поступает в Общественную палату?

Принято более 280 обращений и заявлений граждан и организаций. Основные темы: вопросы ЖКХ, благоустройства, вывоз и утилизация ТКО (мусора), безнадзорные животные. А также вопросы здравоохранения, материальная и консультационная помощь людям, попавшим в трудные жизненные ситуации и т.д.

Ступают и предложения по совершенствованию того или иного процесса, если можно так сказать. То есть инициатив, проектов. Цель Общественной палаты состоит в том, чтобы выходить с ними на взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления. При этом не противопоставлять интересы гражданского общества государству, а пытаться путем диалога и взаимодействия поддержать самые лучшие и интересные инициативы и начинания гражданских активистов. И в первую очередь поддержать общественно значимые гражданские инициативы. А они могут быть самого разного направления и касаться почти всех сфер жизни населения.

Сейчас, по нашему мнению, наиболее болезненными для населения города и многих сел являются проблемы вывоза коммунальных бытовых отходов и капитального ремонта общедомовой собственности многоквартирных домов, а также сложившаяся ситуация в местном филиале «Облводоресурса»

— Давайте поподробнее по каждой проблеме. Начнем с вывоза твердых бытовых отходов.

— Совет палаты анализировал сложившуюся ситуацию и пришел к выводу, что проблемы в этой сфере — это результат недоработки региональных и федеральных структур. Они никак не могут четко законодательно определить, что все весь мусор на контейнерных площадках является твердыми коммунальными отходами (ТКО). Поэтому подлежит вывозу и утилизации. Организовать этот процесс, по нашему убеждению, должным образом обязан Региональный оператор, для чего он собственно и создан.

Органы местного самоуправления пытаются самостоятельно хотя бы частично решать вопросы вывоза ТКО. Но без четкого законодательного регулирования этого вопроса проблему наведения чистоты на наших улицах не решить. Палата по данной проблеме обращалась в министерство строительства и ЖКХ области, к региональному оператору АО «Управление отходами», в природоохранную прокуратуру. Однако положительных подвижек в решении проблемы вывоза мусора пока нет. Сейчас обратились в министерство природных ресурсов и экологии области. Пока ответ не получен. Поэтому считаем возможным предложить Российскому экологическому оператору обратить внимание на работу Регионального оператора Саратовской области по вопросам организации деятельности по сбору и утилизации отходов жизнедеятельности, в том числе опасных отходов на территории области. Возмущают людей и высокие тарифы на вывоз отходов.

— Известно, что Общественная палата подготовила свои предложения по изменению ситуации с капитальным ремонтом многоквартирных домов.

— Члены палаты принимали и принимают участие в приемке работ. И пришли к выводу, что деятельность областного Фонда капремонта нельзя считать удовлетворительной. Он совершенно не информирует и не взаимодействует с собственниками имущества многоквартирных домов, вошедших в краткосрочный план ремонта. И рассматривает их лишь как источник поступления средств на оплату капитального ремонта. И не видит в собственниках партнеров. Красноречивым свидетельством нежелания идти навстречу пожеланиям собственникам домов является отсутствие в нашем районе представительства Фонда. Это создает большие неудобства для населения при возникновении каких либо вопросов во взаимоотношениях с Фондом. Все попытки органов местного самоуправления и общественности обратить внимание на эту проблему проигнорированы. Поэтому мы повторно обратились к губернатору с просьбой потребовать от Фонда решения вопроса об открытии в Вольске его представительства.

Еще одним свидетельством слабой организации фондом процесса работ по капитальному ремонту домов является то, что на дворе зима, а не на всех запланированных домах окончен капитальный ремонт кровли. Это не что иное как несоблюдение подрядчиками сроков ремонта определенных контрактами. Права собственников в процессе капитального ремонта их домов никак не учитываются. А это в свою очередь побуждает собственников к протестному настроению в части невнесения платы за капремонт.

Членов палаты не устраивает то, что ни жильцов, ни нас не привлекают к контролю за поэтапным ходом работ по капитальному ремонту вместе с контролирующей организацией, выигравшей конкурс на проведение контроля. Мы не видим работы по контролю за качеством ремонта со стороны контролирующей организации. Складывается впечатление, что все пущено на добросовестность подрядчика. Представителей палаты приглашают по окончании работ к подписанию акта выполненных работ. Нас такое участие в контроле работ по капремонту и приемке работ не устраивает.

О своих выводах мы поставим в известность Фонд. И если регламент участия общественности в контроле за проведением капитального ремонта домов не изменится, то ОП оставляет за собой право отказаться от такого участия в приемке выполненных работ. Подписывая акт, наш представитель должен быть уверен, что работы были выполнены качественно, с соблюдением технологий и теми материалами, которые предусмотрены по смете.

— Насколько серьезна проблемы водоснабжения города?

— Весьма и весьма. И это подтверждает мониторинг исполнения муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Вольск на период 2018-2030 годов». Износ сетей водоснабжения в городе (о сельской местности разговор особый) составляет 86%, а водоотведения 91%. В 2017 году, на момент принятия вышеназванной программы, он составлял соответственно 81% и 88%. Таким образом, состояние сетей за истекший период значительно ухудшилось.

В рамках реализации вышеназванного постановления, чтобы заменить участки водопроводных сетей с износом свыше 80%, в год должно меняться не менее 3,5 километров сетей. За 2018 и 2019 годы заменено лишь около двух километров. Аналогичное положение дел и с системой водоотведения. Так, через несколько лет, может возникнуть чрезвычайная ситуация с водоснабжением и водоотведением. По мнению членов палаты, положение дел с состоянием систем водоснабжения и водоотведения критическое и требует незамедлительного реагирования со стороны органов местного самоуправления и органов государственной власти области. А ведь в 1999 году наш «Водоканал» передавался в собственность области именно в целях совершенствования системы водоснабжения и водоотведения в Вольском муниципальном районе. Получается, областная власть вольчан обманула? Ситуация с состоянием сетей ухудшилась.

Неудовлетворительное состояние водопроводных сетей увеличивает издержки предприятия и в конечном итоге напрямую влияет на рост тарифа. Это подтверждает и Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, куда мы обращались с запросом о причинах высокого тарифа на водоснабжение в Вольске.            Поэтому мы предложили органам местного самоуправления Вольского муниципального района и правительству области подключиться к решению этой проблемы. Ведь        учредителем предприятия ГУП СО «Облводоресурс» является Правительство Саратовской области. И сети водоснабжения и водоотведения находятся на балансе «Облводоресурса». И правительство должно обратить внимание на состояние этих сетей, как собственник.

— У палаты имеются очень существенные права, необходимые для контроля за деятельностью органов публичной власти. Право направлять запросы и получать нужную информацию, организовывать общественные проверки и тому подобное…

— И мы пользуемся этим правом, направляя обращения для исполнения в рамках компетенции различным органам, таким как полиция, прокуратура, Роспотребнадзор.           По вопросам, которые возникают во взаимоотношениях с контролирующими органами, Совет палаты проводит рабочие совещания с приглашением их представителей.  В ходе консультаций устанавливаются объективность и полнота реагирования на обращения палаты. Выясняется наличие необходимости дальнейшего разбирательства по тому или иному вопросу.

Значительная часть поступивших в палату обращений находится в компетенции органов местного самоуправления. Все они рассмотрены. Часть их, в соответствии с компетенцией, направлена для рассмотрения в соответствующие органы местного самоуправления. Считаем, что в рамках тех бюджетных возможностей, которые имеются в распоряжении органов местного самоуправления ВМР, их работу можно считать удовлетворительной. Но определенные недоработки имеются. И мы обратили на них внимание главы района Виталия Матвеева.

Следует отметить, что не все обращения в органы местного самоуправления рассматриваются с должным вниманием. Отмечались случаи формального подхода к рассмотрению обращений. Исполнители подготовили ответы, что соответствующие работы выполнены. Однако повторные обращения граждан выявили несоответствие содержания ответов с истинным положением дел. Такие действия ответственных чиновников не добавляют авторитета органам местного самоуправления! Имеются нарекания со стороны граждан, что с ними при рассмотрении их заявлений чиновники не сочли возможным даже пообщаться. И это большая ошибка исполнителей. С людьми надо обязательно общаться. И если их просьба не может быть удовлетворена, то максимально уважительно в личной беседе разъяснить, почему это происходит. Извиниться за то, что пока нет возможности по объективным причинам решить их вопрос.

Поэтому мы рекомендовали руководителям органов местного самоуправления по таким фактам назначать внутреннее расследование с целью выяснения причин наличия повторных обращений. И принять меры к недопущению их в последующей работе.

Сегодня мы не затронули не злободневные вопросы: состояние здравоохранения, отлова бродячих собак. Это тема другого обстоятельного разговора.

А. А. Михайлов